Основы кляйнианского психоанализа (заочная группа)

      Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии
The European Confederation of Psychoanalytic psychotherapies (Vienna)
И Школа Современного Психоанализа

Программа переподготовки: «Основы кляйнианского психоанализа».


Уникальность данной программы заключается в том, что уже в процессе обучения слушатели программы будут обладать преимущественным правом при вступлении в Европейскую Конфедерацию Психоаналитической Психотерапии /The European Confederation of Psychoanalytic psychotherapies  (Vienna) (ECPP) и при выполнении стандартов психоаналитического тренинга смогут стать сертифицированными специалистами ECPP.
В процессе обучения студенты смогут начать свою консультационную практику под сопровождением супервизоров и пройти личный психоаналитический тренинг у обучающих аналитиков и супервизоров Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ECPP)/TheEuropean Confederation of Psychoanalytic psychotherapies (Vienna), что является необходимым условием профессионального роста и становления сертифицированным специалистом в рамках ЕКПП.
По окончании обучения предусмотрена выдача сертификата об окончании образовательной программы по психоаналитической психотерапии согласно стандартам ЕКПП (Вена).
Общие положения.
Основная цель данной программы – обеспечение высокого уровня практически ориентированного обучения в сфере глубинной психологии и психоанализа согласно российским и международным образовательным стандартам.
Предлагаемая программа направлена на достижение следующих учебных задач:
1.  Освоение слушателями базовых знаний, навыков и технических приемов классического и современного кляйнианского психоанализа;
2.  Организация и проведение постоянно действующих семинаров, аналитических групп, мастер-классов и других образова­тельных ме­роприятий, посвященных проблемам и перспекти­вам совре­менной глубинной психологии;
3.  Возможность прохождения слушателями курсов индивидуальных и групповых психоаналитических тренингов:
4.  Сертификация специалистов согласно действующим образовательным стандартам ЕКПП.

Организация обучения:
Длительность и объем обучения: 2 года. Общий объем групповых занятий за 2 года - 500 академических часов 
Начало занятий: Февраль 2013 
Форма обучения: заочная (6 установочных сессий  по 10 учебных дней за 2 года обучения).
 Одна установочная сессия включает в себя: лекционные занятия (50 академических часов) семинарские занятия и разбор клинических случаев (30 академических часов). 

Необходимым условием для перевода студента с 1 на 2 курс обучения является начало прохождения личной психотерапии или психоанализа, а со 2 на 3 курс - наличие клинической практики и ее регулярной супервизии.

Личная психотерапия или психоанализ и индивидуальная супервизия оплачиваются отдельно.

Диплом: Лицам, успешно освоившим программу переподготовки при наличии высшего или неполного высшего образования (студенты, начиная с 3-го курса), по окончании курса обучения получают Сертификат ЕКПП об окончании программы.
Программа включает в себя следующие разделы:

Преподаватели программы:
Еремин Б.А. – специалист, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП (Вена), председатель РО ЕКПП-Москва.
Башкевич Е.В.– специалист и тренинговый аналитик ЕКПП (Вена), президент «Открытого Психоаналитического Общества».
Программа теоретических семинаров.
1 блок. Психоаналитическая теория З.Фрейда.

В данном разделе рассматриваются фундаментальные концепции психоаналитической теории З.Фрейда: Первая топика. Динамическое бессознательное. Функции предсознательной системы. Понятие цензуры. Понятие катексиса. Первичное и вторичное вытеснение. Фиксация, регрессия, симптомообразование. Первичное и вторичное вытеснение. Принцип удовольствия и принцип реальности. Гомеостаз. Структурная теория (вторая топика). Понятие интрапсихического конфликта. Развитие Эго. Формирование Супер-эго. Компромиссные образования. Механизмы защит. Сравнительная характеристика первой и второй топики. Дальнейшая разработка этих и других концепций в рамках теорий объектных отношений и эго-психологии. Базовые концепции сновидений. Источники сновидений. Особенности и свойства сновидений. Основные соматические и психические источники сновидения. Двойственная природа сновидения. Сновидение как страж сна. Сновидение – компромиссное образование. Желания в сновидениях. Формирование сновидения

2 блок. Психоаналитическая техника и психоаналитический процесс.

Этот раздел посвящен изучению базовых концепций психоаналитической техники и практики: сеттинг, нейтральность, терапевтический альянс, метод свободных ассоциаций, аналитическое слушание, интерпретация, проработка, анализ защит и сопротивления, поддерживающие и экспрессивные техники.  Предварительное интервью и начало терапии. Перенос и контрперенос. Понятие невроза переноса. Эротический (эротизированный) перенос. Нарциссический (зеркальный, идеализированный) перенос. Позитивный и негативный перенос. Перенос, рабочий альянс и реальные отношения. Основные теории контрпереноса. Значение контрпереноса в психоаналитическом процессе.
Сопротивление и работа с сопротивлением. Основные классификации ( сопротивление переноса, сопротивление характера, сопротивление Ид, сопротивление Сверх-я и др). Принципы работы с сопротивлением. и техника работы со сновидениями в психоанализе.
3 блок. Введение в теорию объектных отношений.
От Фрейда к теории объектных отношений. История становления, основные положения и понятия теории объектных отношений, возможности ее интеграции с другими подходами. Основные представители и школы: Ш. Ференци, М. Балинт, М. Кляйн, Р. Ферберн, Д. Винникотт, М. Малер.  Оновные понятия: самость и ее объекты, эндопсихическая структура, внутренний объект, инкорпорация, интернализация, интроекция, первичная и вторичная идентификация, понятие контейнирования и проективной идентификации. Практическое применение и интеграция  с использованием примеров, иллюстрирующих теоретические,  практические аспекты теории объектных отношений.
4 блок. Основные понятия кляйнианского психоанализа.
Ранняя фантазийная деятельность. Бессознательная фантазия и психологические глубокие структуры. Природа и функция фантазии. Бессознательная фантазия и реальность. Механизмы проекции и интроекции. Бессознательная фантазия и внутренние объекты.
Параноидно - шизоидная позиция. Защитные механизмы на параноидно-шизоидной позиции. Ранние ситуации тревоги. Понятие расщепления. Расщепление как защита, расщепление как базовый механизм Эго. Фрейдовская концепция расщепления, расщепление в истерии, поздние формулировки Фрейда. Кляйнианская концепция расщепления: расщепление в шизоидно - параноидной и депрессивной позициях. Символическое уравнение. Переживание расщепления и расщепление переживаний. Психическая диссоциация.
Понятие проективной идентификации. Фрейд о проекции, М. Кляйн о проективной идентификации.  Атака на связи - феномен блокирования мышления.
Депрессивная позиция и рождение исторического Субъекта.
Переход в Депрессивную позицию. Развитие субъективности. Управление опасностями в Депрессивной Позиции. Маниакальные Защиты. Достижение амбивалентности. Депрессивная Позиция и Эдипов Комплекс.

5 блок. Техника кляйнианского психоанализа.

Этот блок посвящен ознакомлению с техникой кляйнианского психоанализа:  главенствующей роли переноса, нарастающем внимании к контрпереносу, интерпретативной активности аналитика с опорой на принцип «ведущей тревоги», его активному участию в переработке труднопереносимых психических состояний пациента, отслеживанию хитросплетений защит и тревог в аналитических отношениях. Понятие  отыгрывания в кляйнианском психоанализе. Вклад М. Кляйн в развитие техники детского психоанализа. Кляйнианская психоаналитическая техника при работе с взрослыми. Перенос и контрперенос в кляйнианской технике. Работа с нарциссическими пациентами. Работа с психотическими пациентами.
6 блокСовременный кляйнианский психоанализ.
Расщепление и проективная идентификация в терапии. Проективная идентификация у невротиков, перверсная проективная идентификация у невротиков, проективная идентификация  в нарциссическом характере, проективная идентификация у   вуайеристов и эксгибиционистов, проективная идентификация на службе защиты Супер - Эго, проективная идентификация у пограничных пациентов, проективная идентификация у шизофреников. 
Нарциссические объектные отношения.  Нарциссизм и нарциссические расстройства. Понятие психического убежища. Понятие патологических организаций личности. Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти. Зависть как манифестация инстинкта смерти. Вклад в современный кляйнианский психоанализ ведущих представителе школы:Дж. Гротштейна, Т. Огдена, Рональда Бриттона, Б. Джозеф.
Психоаналитическое наследие У. Биона. Теория контейнера и контейнируемого, У.Бион и группы, изучение психозов, трансформация, психоаналитические функции и элементы    теория сновидений.
Психоаналитический вклад Мельтцера.
Сексуальность в кляйнианской теории, сексуальное состояние мышления, взрослая и инфантильная сексуальность. Массивная ПИ. Интрузивная ПИ с внутренним объектом. Псевдозрелость. Адгезивная и интроективная идентификации. Понятие клауструма. Эстетический конфликт. Расширенная метапсихология. Внутренний мир, переживаемый изнутри, мир психоза.