Программа переподготовки «Теория и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа».

Программа профессиональной переподготовки (500 часов).
Уникальность данной программы заключается в том, что уже в процессе обучения студенты смогут начать вести свою консультационную практику под сопровождением супервизоров. Студенты также смогут пройти личный психоаналитический тренинг у обучающих терапевтов и супервизоров Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии(ECPP)/TheEuropean Confederation of Psychoanalyticpsychotherapies (Vienna), что является необходимым условием для получения сертификата международного образца.
Выпускники программы будут обладать преимущественным правом при вступлении в Европейскую Конфедерацию Психоаналитической Психотерапии /The European Confederation of Psychoanalytic psychotherapies  (Vienna) (ECPP) и при выполнении стандартов психоаналитического тренинга смогут стать сертифицированными специалистами ECPP.
Общие положения.
Программа переподготовки базируется на современном понимании глубинной психоло­гии, согласно которому это сложное и многоплановое явление науки и куль­туры не ограничивается рамками отдельной научной дисциплины, школы, под­хода или метода, и может одновременно рассматриваться как:
система научных и философских идей, во многом предопределивших ха­рактер современного гуманитарного знания;
исследовательский подход, предполагающий признание действенности бессознательных факторов поведения и развития индивида и группы, и предлагающий специфические методы их изучения;
устойчивая герменевтическая традиция, направленная на раскрытие глу­бинного (неосознаваемого) смысла психических и культурных фе­номенов;
клиническая/психокоррекционная/психотерапевтическая практика, призванная компенсиро­вать глубинные эмоционально-волевые, поведенческие и личностные нарушения психогенной природы;
первичная или исходная форма психологической/психокоррекционной помощи в ее современном (немедицинском) понимании;
методология самопознания, самораскрытия и личностного роста.

Основная цель данной программы переподготовки – обеспечение высокого уровня практически ориентированного обучения в сфере глубинной психологии и психоанализа согласно российским и международным образовательным стандартам; интеграция теоретических, методологических и практических знаний в рамках комплексных учебных занятий, проводимых как в лекционной (аудиторной), так и в активно-тренинговой форме.
Предлагаемая программа направлена на достижение следующих учебных задач:
1.    Освоение слушателями базовых знаний, навыков и технических приемов психодинамических школ психоаналитической психотерапии, а также классического и современного психоанализа;
2.  Ознакомление студентов с различными формами и методами психоаналитической стратегии при различных формах психической патологии, а также с методами обсуждения и представления клинического материала не только с точки зрения понимания психодинамических  механизмов, лежащих в основе психогенеза расстройств, но и в клиническом и терапевтическом планах
3.    Применение подходов и достижений различных школ глубинной психоло­гии и психоаналитической практики для решения конкретных научно-практических и научно-исследовательских задач;
4.  Организация и проведение постоянно действующих семинаров, аналитических групп, мастер-классов и других образова­тельных ме­роприятий, посвященных проблемам и перспекти­вам совре­менной глубинной психологии;
5.    Возможность прохождения слушателями курсов индивидуальных и групповых психоаналитических тренингов для достижения внутриличностной стабилизации и гар­мо­низации межличностных отношений как базовых условий душевного здоро­вья и эффективной профессиональной деятельности;
6.    Включение слушателей в аналитически-ориентированную психологиче­скую практику; обеспечение им профессиональной помощи и со­провождения в работе по профилактике и коррекции глубин­ных наруше­ний психического здоровья и развития личности;
7.    Возможность подготовки и публикации научных работ по вопросам развития глубинной психологии, психодинамики и психоанализа.
8.    Сертификация специалистов согласно действующим образовательным стандартам.

Программа рассчитана на желающих овладеть новой областью профессиональной деятельности в сфере практической психологической помощи. Лицам, успешно освоившим программу переподготовки при наличии высшего или неполного высшего образования (студенты, начиная с 3-го курса), выдается государственный диплом о переподготовке. Лица, не имеющие высшего образования по окончании курса обучения получают Сертификат ЕКПП об окончании программы.

Перечень дисциплин по курсу:«Теория и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа».

Дисциплина

1

 История психоаналитического подхода. Введение в профессию.

 

Семинары к курсу: З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни», «Леонардо да Винчи», «Бессознательное», «Влечения и их судьба», «Массовая психология и анализ Я», «По ту сторону принципа удовольствия», «Неудобства культуры», «Человек Моисей и монотеистическая религия», «Я и ОНО»

2

Строение психического аппарата.
Первая топика. Динамическое бессознательное. Функции предсознательной системы. Понятие цензуры. Понятие катексиса. Первичное и вторичное вытеснение. Фиксация, регрессия, симптомообразование. Первичное и вторичное вытеснение. Принцип удовольствия и принцип реальности. Гомеостаз. Структурная теория (вторая топика). Понятие интрапсихического конфликта. Разитие Эго. Развития Супер-эго. Компромиссные образования. Механизмы защит. Сравнительная характеристика первой и второй топики.

3

Психоаналитические теории развития.
 Теория психосексуального развития и теория либидо. Стадии психосексуального развития. Взаимосвязь либидинального развития и развития Эго. Регрессия либидо и регрессия Эго и их роль симптомообразовании. Понятие влечения как психического репрезентанта драйва. Понятие фиксации в психоанализе.

 

Семинар к курсу: З. Фрейд «Три очерка по теории сексуальности»

4

Теория сновидений. Классический и современный подход 
Базовые концепции сновидений. Источники сновидений. Особенности и свойства сновидений. Основные соматические и психические источники сновидения. Двойственная природа сновидения. Сновидение как страж сна. Сновидение – компромиссное образование. Желания в сновидениях. Формирование сновидения.

 

Семинар к курсу: З. Фрейд «Толкование сновидений»

5

Психоаналитическая теория неврозов.
Травматические неврозы. Понятие травмы. Психоневрозы, невротический конфликт. Механизмы формирования симптомов. Механизмы защиты. Классификация видов защиты (примитивные защиты, зрелые защиты)

 

Семинар к курсу: З. Фрейд «Введение в психоанализ. Психоаналитическая теория неврозов», «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Из истории одного детского невроза», «Фрагмент анализа истерии»

6

Основы теории объектных отношений.
Основные представители и школы: Ш. Ференци, М. Балинт, М. Кляйн, Р. Ферберн, Д. Винникотт, М. Малер.  Оновные понятия: объект, внутренний объект, самость, инкорпорация, интернализация, интроекция, первичная и вторичная идентификация. Концепция проективной идентификации М. Кляйн, О. Кернберга, У. Биона.

7

Основы детского психоанализа. Бессознательные родительские конфликты и их влияние на развитие ребенка.

8

Психоаналитическая классификация и уровни психопатологических расстройств. Психоаналитическая психодиагностика личности.

9

Основные принципы психоаналитической терапии.

 

Предварительное интервью и начало терапии

 

Перенос и контрперенос. Понятие невроза переноса. Эротический (эротизированный) перенос. Нарциссический (зеркальный, идеализированный) перенос. Позитивный и негативный перенос. Перенос, рабочий альянс и реальные отношения. Основные теории контрпереноса. Значение контрпереноса в психоаналитическом процессе.

 

Методика и техника работы со сновидениями в психоанализе

 

Сопротивление и работа с сопротивлением. Основные классификации ( сопротивление переноса, сопротивление характера, сопротивление Ид, сопротивление Сверх-я и др). Принципы работы с сопротивлением. Клинические примеры.

 

Групповые супервизии и презентации случаев

10

Концепция нарциссизма и техника работы с нарциссическим пациентом.

11

Психоанализ  депрессии и техника работы с депрессивным пациентом.

12

Психоаналитическая психопатология шизофрении и других психозов.

 

Семинары к курсу: З. Фрейд «Конечный и бесконечный анализ», «Воспоминание, воспроизведение переработка»,  «Скорбь и меланхолия», «Психоаналитические замечания об одном засвидетельствованном случае паранойи»

13

Техника работы с пограничным пациентом.

14

Психоаналитическая терапия психосоматических расстройств.  
Классический подход: симптомы конверсионной истерики, соматические симптомы актуальных неврозов, ипохондрические симптомы, органические болезни. Подход Г. Гроддека, подход Жана-Поля Валабрега, вклад Ф. Александера.

 

Форма обучения:

вечерняя (для лиц, имеющих высшее образование не психологического профиля)

 вечерняя (для лиц, имеющих высшее образование психологического профиля)