Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии РО ЕКПП - Москва

21 - 22 июня 2014 года

проводят научно-практический симпозиум

«Психический мир травмы»

В современном мире человек постоянно находится под воздействием неблагоприятных факторов среды, остроэмоциональных и стрессовых воздействий других людей на его психику, потоком травмирующей информации из интернета и СМИ.

В этих непростых условиях крайне важным является всестороннее изучение и обсуждение последствий прямой и косвенной травмы, как для пациентов, так и для практикующих терапевтов.

В рамках симпозиума предполагается работа по клиническому (психоаналитическая психотерапия, Кляйнианский, детский, семейный, групповой психоанализ) и прикладному направлениям.

Стоимость участия при регистрации до 10 июня:

Для членов ЕКПП – 3 000 руб.

Для студентов и участников из других городов– 2 500 руб.

Для докладчиков- 2 500 руб.

При регистрации после 10 июня для всех участников - 4 000 руб.

Заявки на выступления с докладами и мастер-классами, проведение супервизий, презентацию клинических случаев предлагается направлять в орг. комитет симпозиума до 1 мая 2014 г. (Обязательным является предоставление текстов докладов или основных тезисов выступления).

Орг .комитет симпозиума :

Решетникова Ольга o.b.resh09@gmail.com - прием заявок на выступление

Фадеева Марина maf200746@mail.ru - регистрация участников

Тишкова Татьяна aloxa50@yandex.ru оплата участия

Место проведения симпозиума: г. Москва, Ленинский проспект, дом 38-А; Московский технологический институт.

С уважением, Правление ЕКПП-Москва

Мероприятия симпозиума «Психический мир травмы».    

                                                    
                                                                           I. Доклады
I.I Пленарные
I.I.I Докладчик: Решетников М.М.– Президент ЕКПП-Россия, Паст-Президент ЕКПП, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, ректор ВЕИП, главный редактор журнала "Вестник Психоанализа"; г. Санкт – Петербург.
                                 «Массовая психическая травма и травмированные сообщества»


I.I.II Докладчик: Решетникова О.Б.- психоаналитический психотерапевт, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП, Вице-Председатель и Руководитель комитета по членству ЕКПП-Москва; Паст –Президент ОПО; г. Москва.
                                          «Феномены травматических защитных систем психики»
     В данном сообщении речь идет о защитных механизмах психики человека, которые позволяют ему сохранить себя в момент травматического события (краткосрочного или длительного по времени и повторяемости), но являются жестко включенными в дальнейшее его функционирование и трудно поддающиеся терапевтическому воздействию. Слушателям будут предложены, как теоретические обоснования, так и клинические зарисовки.


I.I.III Докладчик: Мизинова Т.В. – к.с.н., тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП, Вице-Президент ЕКПП, Вице-Президент ЕКПП-Россия,  Председатель ЭК и член КСиА ЕКПП-Россия, член  Правления ЕКПП-Москва; член ЕАП, директор Центра психологической поддержки и современного психоанализа «Персона»; г. Москва
                     «Окончание анализа. Травма расставания или переход в новую реальность»


I.I.IV Докладчик: Михайлова Е.В. – к.ф.н., тренинговый аналитик ЕКПП, член Международного общества по психоаналитическому исследованию организаций, доцент кафедры "Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование " НИУ Высшая Школа Экономики; г. Москва
                                        «Эмоциональная правда в групповом контексте»
     Психические травмы неизбежны. Современный подход к групповым процессам. Задача группового терапевта (или консультанта). Эмоциональная правда группы. Первый травматичный социальный опыт.
    Х.Спотниц и Л.Ормонт - концепция способов работы с сопротивлением. «Бриджинг» - техника, связывающая посторонние разговоры в группе, которые, казалось бы, являются проявлением сопротивления, с основной темой разговора. Выведение на поверхность латентной психологической энергии группы, разрешение сопротивления. Цель работы - приближение к эмоциональной правде, облегчение, освобождение скрытых энергетических ресурсов.
   Работа с организациями и лидерами: потенциальная травматичность взаимоотношений лидер-сотрудник. Тревога между сотрудниками. Организационная структура и культура организации под влиянием бессознательной системы защит против примитивной тревоги, тревоги относящейся к эмоциональным усилиям работы и динамике больших и малых групп. Социоанализ. Формы работы в бизнесе:  социальная матрица снов, социальная фотоматрица, анализ организационных ролей, групповой коучинг и  разные формы терапевтической групповой работы.


I.I.V Докладчик: Павлоцкая М.С. – специалист ЕКПП; г. Санкт - Петербург
                                   «Психическая травма в контексте творчества художников»
  Любая отдельно взятая работа художника, либо серия его полотен способна раскрыть внутренний мир данного автора и показать стабильность либо изменчивость этого мира.
  С опорой на произведения известных художников в докладе будет предпринята попытка проследить влияние психической травмы на выбор сюжетных тем мастера, его технику.
  В докладе прослеживается  работа горя на примере творчества известных художников.


I.I.VI Докладчик: Цветкова Э.В. – специалист ЕКПП, действительный член ППЛ; г. Москва.
                                                              «Травма в дар и наследство»
     В мае 2010 года в Москве состоялась Международная Конференция, которая не только сильно повлияла на мое человеческое и профессиональное видение, но и на саму мою жизнь. Она называлась «Травма прошлого в России и Германии: психологические последствия и возможности психотерапии».
В данном докладе мне хотелось бы рассказать о некоторых идеях, прозвучавших на Конференции. Поделиться своими впечатлениями об этом удивительном мероприятии, и выводами, которые я из него сделала.
А так же кратко обрисовать и проиллюстрировать те изменения, которые затем стали происходить в моей работе. То как благодаря ценнейшим знаниям, огромному новому опыту и совершенно иному взгляду, полученным в процессе Конференции, в клинической практике открылись и выявились ошеломляющие возможности, неведомые мне ранее.
И, наконец, на примере конкретного случая представить попытку реконструкции обстоятельств и результатов травмы, которые позже были воспроизведены на следующем поколении и переданы по наследству далее. Включая возможное толкование некоторых моментов из истории пациента, которые прежде не поддавались объяснению.


I.I.VII Докладчик: Соболев И.М. – клинический психолог, член ЕКПП; г. Москва
                                «Психическая травма. Сверхреальность и застывшее время»
   Понятие психической травмы, так же как и любое другое психоаналитическое понятие, требует дальнейшего расширения и наполнения новыми смыслами для поиска более эффективных  терапевтических стратегий. В данном сообщении исследуются взаимосвязи психической травмы с временным измерением в психике. Феномен травмы представлен как особое переживание реальности.
    Как известно, бессознательное не «знает» ни пространства, ни времени. Однако травматическое событие затрагивает все психические слои, тем самым меняя субъективное восприятие течения времени для субъекта. Для того чтобы быть субъектом, необходимо ощущать линейность времени, то есть, быть расположенным на временной оси и осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем, не теряя при этом чувства непрерывности собственного «Я». Психическая травма в некотором смысле выбрасывает из временного потока и тем самым сводит субъект к ритмично пульсирующей вспышке аффекта. В этом плане психоанализ является процессом, где должна быть заново выстроена горизонталь времени, где на травмирующее прошлое ложится печать воспоминания; настоящее постепенно открывается для нового опыта, а будущее становится относительно защищенным от вторжения ранних травматических переживаний и свободным для потенцирующих фантазий.
   Когда речь заходит о психической травме, так или иначе мы наблюдаем особое переживание реальности  травматического эпизода. Можно говорить о «сверхреальности» травмы, в ярчайшем ореоле которой блекнет окружающая действительность. Эта особенность роднит травму с феноменами психотического регистра, в том числе с витальной тревогой.
   В данном сообщении также предпринята попытка рассмотрения некоторых состояний при психозе как имеющих в основе травматический эпизод.     


I.I.VIII Докладчик: Сысуев С.А. – специалист ЕКПП; г. Пермь    
                «Психическая травма и черты характера личности в психоаналитической терапии».
     Реконструкция психической травмы в терапевтических отношениях – это сущность психоаналитической интерпретации. Вербальное отображение в диалоге опирается на всю полноту психоаналитической теории.
    Опыт реконструкции психической травмы приобрел для психоаналитической психотерапии решающее значение. В этой части практики психоанализ противопоставляет себя традиционному подходу к психотерапии. Там, где имеет место изучение и соотнесение полиморфной симптоматики – психическая травма, как предмет терапевтического интереса, может быть упущена из вида в ходе терапии. (DSM, МКБ).
    Основным способом проявления психической травмы могут быть черты характера, проявленные через речь пациента и терапевта. В речи травма проявляется в специфическом трансформированном виде. Бион – «трансформация вращения» и «трансформация проекции». Лакан – «синтаксические сгущения» и «семантические смещения».
    Противоречивость речи (характера) в виде нескольких групп противоречий: «хочу и не хочу», «хочу и нельзя (запрещено)», «не хочу, но должен», «должен,  но не хочу» в соотнесении с реальностью «могу или не могу».
    Прояснения и конфронтации аналитика групп противоречий в ассоциациях пациента могут выявить конфигурацию психической травмы, определить ее топические, динамические и экономические характеристики. Такое интнерпретирование способствует достижению терапевтического эффекта, исчезновению или смягчению внутренних противоречий пациента.


I.II Секционные

I.II.I  Детский психоанализ

Докладчик: Котляров В. Л. - детский психиатр, психоаналитический психотерапевт, семейный психотерапевт, специалист ЕКПП, член Правления - Руководитель секции Детского психоанализа ЕКПП – Москва, член Ассоциации детских психиатров и психологов.
 "Роль раннего травматического опыта в понимании психической патологии детей и взрослых. Терапевтические подходы»                        
  Различные формы взрослой психопатологии, начиная от неврозов и заканчивая шизофренией, включают фундаментальные нарушения  ранних объектных отношений.
   Наблюдения последних лет, которые были проведены учеными различных школ (психоанализ, когнитивная психология, теория привязанности), позволяют достаточно четко указать какие психические структуры(психические репрезентации, когнитивно - аффективные схемы) были повреждены в раннем возрасте,  а так же рассмотреть как ранний травматический опыт представлен в различных формах взрослой психопатологии.
    З.Фрейд  в своих работах(1920г.),  указывал на то, что ребенку присущ защитный щит- Reizschutz-(стимульный барьер)- защитная функция от стимулов, идущих  в основном из внешнего мира. Если такие стимулы являются слишком сильными и превышают способность ребенка справляться с ними, может возникнуть психическая травма.
   Фрейд утверждал, что рождение является предшественником тревоги и, таким образом, "источником и прототипом аффекта тревоги". Он рассматривал рождение  в качестве модели состояния тревоги(1926г.), "самой ранней изо всех тревог...". Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в работах     Winnicott (1965г.), Bion (1967г.), Stern (1977, 1985гг.), Bollas(1987г.) и др.
   Основная цель сообщения, основываясь на литературных данных, научных достижений последних лет  в психологии, психоанализе и собственных клинико-терапевтических наблюдений,  - рассмотреть ранний травматический опыт, как эпигенетическое событие, которое делает индивида не только уязвимым и восприимчивым  к травмам в течении всей последующей жизни, но  и создает риск для развития психопатологии различного уровня.  

                                                         
I.II.II Кляйнианский психоанализ
I.II.II.I  Докладчик:  Еремин Б.А. – тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП; Паст - Председатель ЕКПП – Москва; г. Москва
                                                        « Сновидения от Фрейда к Биону»
    Функции сновидений, с точки зрения классической модели. Открытие альфа – функции. Аналитическая встреча и сновидение. От протоэмоций - к пиктограммам. Невытесненное Бессознательное. " О " Биона и Пропозициональная функция Матте – Бланко. От пиктограмм - к мышлению: творчество.  О травме.


I.II.II.II Докладчик: Красильникова Н.В. – тренинговый аналитик ЕКПП; г. Москва
                                          "Влияние травмы на психическое функционирование"
     В психоаналитическом лечении можно обнаружить и дифференцировать два типа ментального функционирования. Первый - психоневрологический, когда травматизация  проистекает из внезапного и стремительного столкновения бессознательной фантазии и внешней реальности (травматическое событие).
   Второй тип ментального функционирования, связан с "первичной травмой", и характеризуется неспособностью устанавливать связи, фантазировать и преобразовывать либидинальные и деструктивные влечения. " Я" не способно интроецировать надежный и контейнирующий внутренний объект, и должно расщепить себя, чтобы отделить поврежденную часть от выжившей.
    В  докладе обращение к травматическому опыту и травматическим переживаниям пациентов, и размышления о возможности преодоления и трансформации этих переживаний.


I.II.III Групповой психоанализ
I.II.III.I Докладчик: Бершацкий Г. Н. – психолог, практикующий и обучающий бизнес-консультант, коуч, групповой психоаналитик (EGATIN), организационный групп-аналитик , член ППЛ; г. Москва.
  «Подразумеваемые интеракции как симптом и инструмент работы с организационной травмой»
     Групп-аналитическая терапия и групп-аналитический консалтинг: сходство и отличие в методах поиска симптомов.  Подразумеваемые интеракции как симптом нарушений функционирования организационной матрицы.  Подразумеваемые интеракции - инструмент работы с организацией, как с целостным организмом. Триангулирование в переработке подразумеваемых интеракций. Групп-аналитик как «ребенок».


I.II.III.II Докладчик: Леонова Н.Ф - психолог, психоаналитический психотерапевт, групповой терапевт, член ЕКПП; г. Москва.
«Травма рождения группы. Формирование группы через взаимовлияние личности аналитика и членов группы»
  Процесс формирования (рождения) группы может быть рассмотрен через взаимное влияние личности аналитика, членов группы и группы как целого друг на друга. В процессе формирования группы личность ведущего и группа взаимно влияют друг на друга.
   При рождении группы ее члены испытывают те же чувства и проходят те же этапы,  что и младенец. Этапы рождения группы могут быть рассмотрены и поняты через анализ формирования группы,  в т. ч. через анализ пересечения травм участников группы.
    Установлено, как личность аналитика влияет на процесс формирования группы на различных этапах, в том числе в совокупности собственного страха и тревоги аналитика и членов группы.


I.II.IV Клинический психоанализ
I.II.IV.I Докладчик:  Иванова Н. Ю. - психолог-консультант ВЕИП, член ЕКПП; г. Санкт – Петербург.
 «Психосексуальные особенности женщин, больных раком молочной железы после выполнения им мастэктомии. Переживания телесности, как ресурс для переживания диагноза»
     Актуальность проблемы. Гипотезы о психологических причинах возникновения  рака молочной железы (РМЖ). Психосоматическая природа РМЖ. Гипотеза Непомнящей Н.И. (1998).
   Травмирующая операция, как повторное травмирование психики, после получения диагноза. Ценностно-смысловые изменения в психическом мире пациента.
    Защитные механизмы, используемые пациентами для переживания травмы РМЖ. Инфантильность защитных стратегий. Регрессивность пациента. Психическое травмирование, как фактор для актуализации инфантильных травм.
     Психосексуальные переживания пациенток, в связи с ампутацией молочной железы. Изменение ощущений телесности. Динамика восприятия собственного тела и сексуальной привлекательности у женщин после мастэктомии. Данные лонгитюдного исследования, проведенного автором, на базе ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова»
     Особенноности психотерпевтической работы с пациентами, перенесшими мастэктомию по поводу РМЖ. Психоаналитический подход. Возможности психоаналитической работы с актуальной травмой, степень допустимого регрессирования, специфика переноса и пр. Своеобразие контрпереносных чувств терапевта, работающего с пациентом данной проблематики. Практические наблюдения.


 I.II.IV.II Докладчик:  Маликова А.Е. – член ЕКПП; г. Москва
                                                     «Психические основы травматизации»
   Первичная травматизация Я: от всемогущего Я к Идеалу Я (потеря всемогущества). Вторичная травматизация Я: крушение самоидеализации (потеря ценности себя как объекта для самого себя). Я -инвестирование и Объект-инвестирование – два пути выхода из травмы. Конфликты Я как предвестники становления защит. Роль объектных отношений в травматизиции индивида.


I.II.IV.III Докладчик: Иванова Е. Ю. – специалист ЕКПП; член Правления ЕКПП-Москва; г. Москва
                                              «Роль эмпатии в лечении психической травмы»
    При лечении травмы успех терапии определяется  способностью терапевта запускать и поддерживать  процесс самоисцеления  в пациенте через преодоление болезненных воспоминаний и эмоций, через мобилизацию и трансформацию негативной энергии травмы в процесс  здорового самосинтеза,  через интеграцию и ассимиляцию травматического опыта.
     При работе с травмой создание прочного терапевтического альянса приобретает особую значимость.. Для  того, чтобы эта «живая», буквально «проводящая жизнь», связь, была  установлена, от терапевта  требуется неординарная  эмпатия –  психобиологическая способность переживать, понимать и выражать внутреннее субъективное состояния бытия другого человека. Ее характеризуют  точный эмоциональный резонанс, синхронность, возможность декодирования различных сигналов, поступающих от пациента к терапевту (невербальных,  эмоциональных, соматических, когнитивных, эго-защит, эго-состояний и т.д.).
  Значение эмпатии при лечении травмы трудно переоценить:  она мощно влияет на такие процессы, как развитие терапевтического альянса, доверия и готовности пациента раскрываться в своем самом сокровенном. Она также влияет на характер и динамику переноса и контрпереноса в процессе лечения, помогает поставить правильный диагноз, определяет структуру и процесс психотерапии, влияет на ее успех или неудачу.


I.III Стендовые
I.III.I Докладчик: Метельская Ю. С. - заместитель директора МОУ Центра диагностики и консультирования «Развитие», член ЕКПП; г. Ярославль.
                          «Проработка сепарационной тревоги в аналитическом процессе»
   Основные работы  по  вопросу  сепарационной тревоги – З.Фрейд,  О. Ранк. Взгляды М. Кляйн. Исследование и описание сепарационной тревоги - Г. Розенфельд, Х.Сигал, У. Бион, У. Р. Фэйрберн, Д. Винникот и другие психоаналитики. Роль М. Малер в понимании значения сепарационной тревоги в развитии ребенка и в жизни взрослого. Х. Когут – сепарация как центральное место в проработке нарциссических расстройств.  Дж. Мастерсон: основная цель нарциссического и пограничного пациента.
   Особо уязвимые места пациентов с  нарциссическими  и пограничными расстройствами. Интернализованная защита. Экстернализованная защита - «дистантные» образцы поведения: молчание, интеллектуализация без аффектов, параноидная позиция по поводу мотивации терапевта. Основной терапевтический прием. Принятая и интегрированная пациентом конфронтация. Процесс проработки - циклический характер. Активирование блока покинутости.
    Терапевтический сеттинг при проработке сепарационной тревоги. Ошибки в установлении сеттинга.
    Диадность отношений – удовлетворение фрустрированной и травмированной на этапе сепарации потребности в зависимости.
    Выводы: сепарационной тревоге уделяется особое внимание при работе с нарциссическими и пограничными пациентами. Основные терапевтические приемы при работе с сепарационной тревогой: конфронтация, терапевтический сеттинг, диадность отношений.


I.III.II Докладчик: Шептихина Г. В. –психоаналитический психотерапевт, специалист ЕКПП, кандидат в члены Уральского Психоаналитического общества; г. Екатеринбург.
                                                                     «Абонент не доступен» 
   Введение в проблему аутизма. Уровни  изучения: биологические факторы; когнитивный уровень; поведенческий уровень. Гипотеза -  отсутствие метарепрезентаций, неумение представлять  внутренние переживания.
   Диагностика аутистических проявлений  личности  - триада Лоры Винг (Rutter, Schopler,1987): качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия; качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения; крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
   Эмоциональные взаимосвязи  « внутренних объектов» матери и внутренних представлений аутичного ребенка.
   Основные механизмы коррекционного влияния игры на  модель психического: установление аналитической связи; катарсис; инсайт  представляет собой одновременно и результат, и механизм игровой  терапии; тестирование реальности — процесс исследования и апробирования     ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей и межличностных отношений; атмосфера личностной безопасности и доверия, возникающая в процессе игровых занятий, как некий «переходный объект; сублимация  как перевод и отклонение энергии либидо к социально одобряемым целям.


                                                                       II. Мастер – классы:
II.I Ведущая: Савичева Е. П. –доктор психологии (Оксфордская образовательная сеть), психоаналитический психотерапевт, групповой аналитик, парный терапевт, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП, Вице – Председатель и руководитель Комитета по науке и образованию ЕКПП – Москва, член ЭК ЕКПП-Россия; преподаватель МИП, МИАПП;  г. Москва.
                                             «Травма нарциссическая и эдипальная»
          «О, вы мои трамваи, вы устали, приносить  мне боль в зубах из стали.    Травма, йода не хватит, чтобы залить ее всю. Нет, это не рваная кожа и не закрытый перелом, это что-то глубже…там, где от души остались лишь лохмотья».                                                                 А. Новиков «Философские стихи»
      Мастер - класс посвящен вопросу исследования «психической травмы» в современной клинической практике: ее влияние на психическое функционирование в нарциссическом и эдипальном пространствах психики. Рассматриваются понятия «травматизация», «травма», «травматический», дается их метапсихологическое обоснование (топически, структурно, объектно). На  примерах из кино и литературы, на клинических виньетках из аналитической и супервизорской практики исследуются формы аффективных и когнитивных проявлений,  ведущих защитных механизмов при нарциссической травме и эдипальной травматизации.
      На демонстрационном клиническом материале работы с пациенткой, имеющей нарциссическую патологию, участникам мастер - класса предлагается увидеть посттравматическую психопатологическую картину психического функционирования и понять особенности динамики психоаналитического процесса, проявлений переноса / контрпереноса, сопротивления, техники реконструкции травмы, научения через опыт переживаний и  интерпретаций.


II.II Ведущий: Кантор А.М. - кандидат исторических наук, докторант психологии, доцент МУМ, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП; г. Москва.
«Сознание и психическая травма в свете современного психоанализа. Феноменологические аспекты»
    Психическая травма как расстройство, приводящее к устойчивым и глубинным трансформациям и даже деструкциям индивидуальной психики и массового поведения, также влияющее на соматическое здоровье и, более того, транслирующее эти проблемы последующим поколениям  – актуальная тема клинической практики и теории современного психоанализа. И в данном случае, есть основания говорить о серьезных нарушениях, прежде всего, субъектной сферы личности, попросту сказать, сознания -  способности личности тестировать настоящую - здесь и сейчас -  реальность самого себя и мира, понимать прошлое, целеполагать и планировать будущее.
     Вместе с тем, категория сознания сравнительно  недавно стала  предметом исследования и терапевтического опыта -  в связи с распространением в анализе методов феноменологии. Феноменология значительно расширила рамки психоанализа, обязывая аналитиков рассматривать феномены сознания: «жизненного мира» (психического экрана, картины мира) пациента, структуру самосознания; придавать большее значение психофизиологической (психосоматической) проблематике, а также  познавательным, ценностно-смысловым, волевым и поведенческим аспектам личности.
    Предлагаемый  мастер-класс ставит целью знакомство и расширение знаний его участников в области патологических изменений сознания в результате психической травмы, обмена мнениями по данному поводу -  в ходе представления и обсуждения –  конкретных случаев из психотерапевтической практики автора и, возможно, участников мастер-класса, примеров патографических исследований, соответствующих фрагментов описаний художественной литературы, слайдовых и видео иллюстраций.
    Содержательная структура мастер-класса состоит из четырех тематических разделов: феноменология и психоанализ, сознание как субъектность; события психической травмы и состояния сознания; последствия психической травмы для сознания; сеттинг и его модификации в работе с психической травмой.   


                                                      III. Групповая работа с аудиторией.
Ведущая: Михайлова Е.В.- к.ф.н., тренинговый аналитик ЕКПП, член Международного общества по психоаналитическому исследованию организаций, доцент кафедры "Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование " НИУ Высшая Школа Экономики; г. Москва
                                                                    «Социальная матрица снов»
    Гордон Лоуренс предложил метод групповой работы, который называется Социальная матрица снов. Он опирался на идеи У. Биона о существовании группового мышления, коллективной психической активности, которая объединяет группу в единое целое, а также использовал подход З. Фоулкса к группе как матрице. Наши мысли и чувства живут в пространстве между умами; в пространстве, которое не принадлежит кому-либо конкретно и разделяется (ощущается) многими одновременно. Через сны мы делимся своей внутренней реальностью и устанавливаем связи с другими. Во время социальной матрицы снов участники совместно ищут социальный смысл своих снов и свободных ассоциаций. Находясь в матрице и играя со сном, мы играем внутри своеобразного социального сна.
   Социальная матрица снов отлична от психоанализа и от терапевтических групп, в ней значение сновидений будет расширяться, и мысли будут циркулировать свободно. Таким образом, каждый и все вместе смогут услышать эхо других мыслей, соединенных с социальной, культурной и природной окружающей средой. Матрица – это место, где нечто может вырасти, сосуд для креативности и открытия, пространство, где знание и мысль появляются из пустоты, из бесформенного бесконечного.
    Ведущие матрицы следят за задачей, моделируют, защищают границы. Они не интерпретирует сны, не насыщают смыслом матрицу.
    Социальная матрица фокусируется на сне, а не сновидце, и смотрит на социальное значение снов. Свободные ассоциации могут быть высказаны любым из сновидцев к любому сну. Сны должны быть высказаны свободно, без предварительного поиска определенного смысла. Главная задача матрицы трансформировать мышление таким образом, чтобы от одного сна через свободные ассоциации к другим снам были видны связи и открыты новые смыслы.
   После матрицы отводится время для рефлексирующего диалога в группе.


                                      IV. Презентации клинических случаев.
IV.I Секция Кляйнианского психоанализа
Случай представляет: Башкевич Е.В. – психоаналитический психотерапевт,  тренинговый аналитик ЕКПП; Президент ОПО,  Руководитель кляйнианской секции и Координатор научного направления Комитета по науке и образованию ЕКПП-Москва, преподаватель Школы Современного Психоанализа; г. Москва
                    «Ранние ситуации тревоги: от нарциссических защит к объектным отношениям»


IV.II Секция Детского психоанализа
Случай представляет: Фадеева М.А. – психоаналитический психотерапевт, специалист ЕКПП, член Правления ЕКПП-Москва,  г. Москва.
 «Влияние психической травмы, полученной в период беременности матери, на развитие у ребенка тяжелой формы социофобии».
    Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет значения, будет это биологическая, заменяющая, или искусственная, или даже придуманная семья для ребенка — это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами. Семья — это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения.
    На жизнь младенца и ребенка раннего возраста семья оказывает наиболее устойчивое влияние. В последующем влияния других людей и окружения видоизменяют семейное, но никогда не переделают или полностью переоформят ранние внутренние опыты.
    Необходимо осознавать, что практически все психические проблемы имеют свои корни в раннем детстве, на прегенитальном  уровне развития. Мама нарушенного ребенка не может быть для него  опорой в прохождении стадий развития, опорой на его сложном пути взросления, поддержкой при сепарации и отделении, вследствие своих собственных психологических проблем.
    В представляемом клиническом случае рассматривается  как психическая травма, полученная матерью в период беременности, а также семейные средовые влияния влияют на развитие у ребенка тяжелой психопатологии.        

       
                                                  V. Групповые супервизии
V.I Секция Детского психоанализа
Балинтовская группа: ведущая Тишкова Т. – специалист ЕКПП; член Правления ЕКПП – Москва, координатор детской  секции; г. Москва


V.II Секция Группового психоанализа
V.II.I Групповая супервизия №1: ведущая Тимошкина А.А. - кандидат психологических наук, руководитель Центра Психотерапии и Психоанализа, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП, обучающий групп-аналитик и супервизор IAGP; г. Москва
V.II.II Групповая супервизия №2: ведущий Евчук М.И. - тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП; групповой аналитик  IAGP; г. Москва
                                                                                VI. ФУРШЕТ
  Неформальное общение участников симпозиума за шведским столом.